Подготовка к сдаче экзамена статус адвоката


Rating 5 stars - based on 416 reviews.
Аннотация: В статье представлен анализ проведения квалификационных экзаменов в адвокатских палатах России.

Ключевые слова: адвокат, квалификационная комиссия, тестирование, профессиональное знание, профессиональная компетентность, оценка, экзамен.

Юридическая процедура получения статуса адвоката имеет своей целью формирование адвокатского корпуса, способного реализовать возложенную на него основную функцию – оказание квалифицированных юридических услуг. Нам представляется, что основной целью квалификационного экзамена является обеспечение условий допуска к адвокатской профессии лиц, обладающих способностью для занятия адвокатской деятельностью. Способность лица заниматься адвокатской деятельностью тесно связана с другим понятием – «профессиональная компетенция адвоката». Квалифицированно соединить в одном экзамене проверку знаний по всей юриспруденции невозможно. Постоянно углубляющаяся специализация адвокатов делает невозможным на стадии поступления в адвокатуру определить, какие знания для данного специалиста в его будущей деятельности станут профессиональными. На фоне наличия больших блоков из узких отраслей юридических знаний (акционерное право – 49 вопросов) непосредственно проверке профессиональных знаний адвоката, посвящен 21 вопрос.

Этическая предрасположенность к адвокатской профессии заключается в совпадении этических начал адвокатской профессии и личных этических установок кандидата.

Для как можно более точной оценки наличия у кандидата на получение статуса адвоката приведенных компетенций создана специальная процедура проведения квалификационного экзамена. Однако нам представляется, что утвержденный вариант не соответствует ни закону, ни целям квалификационного экзамена. Не совсем понятен предложенный в Положении об экзамене алгоритм выбора между тестированием и письменным решением задач: «в зависимости от числа претендентов и других обстоятельств».

Нам представляется, что два вышепредставленных варианта проведения экзамена продолжают существовать исключительно из-за недостатка в ряде адвокатских палат интеллектуальных и организаторских способностей для проведения единственно верной процедуры: тестирование + устный экзамен.

Тестирование и устный экзамен является единственно верной формой проведения квалификационного экзамена на получение статуса адвоката.

Представляется, что избежать подобного недостатка тестирования можно, не нарушая и не изменяя Положения об экзамене.

Выявленные проблемы первой части квалификационного экзамена – тестирования, требуют от Федеральной палаты адвокатов РФ ряд шагов, направленных на упорядочение этого этапа.

Во-первых, утвердить единый для всей России перечень тестовых заданий для кандидатов, претендующих на получение статус адвоката.

Во-вторых, эти тестовые задания должны быть опубликованы для всеобщего доступа, путем размещения на сайте Федеральной палаты адвокатов РФ.

Кандидат считается сдавшим тестовую часть квалификационного экзамена в случае положительного ответа не менее чем на 60% тестовых вопросов.

Если в ходе прохождения тестирования в основном выясняются профессиональная компетенция кандидата, то в ходе устной беседы выясняются иные компетенции будущего адвоката. Любопытным, представляется вопрос, связанный с возможностью использования кандидатом при подготовке к экзамену подсобной литературой. Выявленные проблемы второй части квалификационного экзамена - устного собеседования - так же требуют ряд поправок. Во-первых, сократить количество вопросов к экзамену до ста, ограничив их лишь одной темой – адвокатура и адвокатская деятельность.

Приведенные меры по совершенствованию института приема квалификационного экзамена на получение статуса адвоката будут способствовать демократизации, публичности, повышению уровня профессионализма и справедливости этого важнейшего института адвокатуры.

Правовое регулирование института профессиональной ответственности адвокатов в Российской Федерации. О ситуации, связанной с воспрепятствованием сотрудниками ФСИН проходу адвокатов в следственные изоляторы для встречи с подзащитными.

Условно эту процедуру можно разделить на две части: квалификационные цензы и квалификационный экзамен.

11 Закона РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Закон об адвокатуре), принятым в развитие 25 апреля 2003 г «Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката» (далее – Положение об экзамене), Перечнем вопросов для экзаменов на присвоение статуса адвоката, корпоративными актами адвокатских палат, а так же обычаями, сложившимися в различных адвокатских палатах Российской Федерации.

Внушает опасение та функция, которую видит в квалификационном экзамене руководство ряда адвокатских палат – ограничение доступа в адвокатуру. Перед квалификационной комиссией не стоит задача 100% разделения всех кандидатов на лиц способных и неспособных заниматься адвокатской деятельностью.

Даже наличие такого ценза доступа к адвокатской профессии, как наличие юридического стажа не может повлиять на это соотношение.

В Положении об экзамене указывается, что Квалификационные комиссии при адвокатских палатах субъектов Российской Федерации проводят квалификационные экзамены с целью установления наличия у претендента необходимых профессиональных знаний. Как бы мы скептически не относились к итоговым государственным экзаменам в большинстве российских вузов, они являются юридически легитимными.

И это притом, что именно знания по адвокатуре и адвокатской деятельности являются профессиональными знаниями любого адвоката, независимо от специализации.

Кандидатам на получение статуса адвоката выдается билет, содержащий определенное количество вопросов. Совмещая их в одном действии, расценивая письменную подготовку к устному ответу, как письменной части экзамена, адвокатские палаты искажают мысль законодателя. В экзаменационный билет, помимо устных вопросов, включается практическое задание, например, составить проект заявления о лишении родительских прав, заявления о возмещении ущерба, заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим и т.п. Необходимо толкование фразы, используемой в Законе об адвокатуре «письменных ответов на вопросы (тестирование)».

Соответственно, кандидат допускается к сдаче устного экзамена только после успешного прохождения тестирования.

подготовка к сдаче экзамена статус адвоката

Так тестирование в Нижегородской области проводится на компьютерах, установленных в помещении палаты адвокатов, Претенденту в течение 45 минут задается 50 вопросов, к каждому из них предлагается от трех до семи вариантов ответов.

Хотелось бы предложить те наработки, которые были выработаны автором при использовании программы "UNITEST" при осуществлении компьютерного тестирование по дисциплине Адвокатура. Например, при поступлении в любой зарубежный университет сдается так называемый тест GRE или другой тест подобного класса, организованный по принципу многократного выбора ответа из предлагаемых вариантов. Положение об экзаменах не содержит указание на то, по каким темам должно быть проведено тестирование. Последний подход представляется нам наиболее верным, то есть тестовые вопросы должны охватывать исключительно адвокатскую тематику. Данная программа должна быть размещена на сайте Федеральной палаты и быть доступной в режиме Online для всех адвокатских палат субъектов РФ и в режиме просмотра для всех остальных пользователей.

Практика проведения подобных устных бесед выявила ряд проблемных моментов этого этапа квалификационного экзамена.

Перечень вопросов для квалификационного экзамена утверждается Советом Федеральной палаты адвокатов РФ. В любом случае, охватить в рамках одного экзамена все российское и международное право не удастся. Согласно Положению об экзамене и практике квалификационных комиссий, установился следующий порядок проведения устного экзамена. Если материалы настоящей статьи были полезны в Ваших работах, укажите, пожалуйста, в каких именно. На него был наложен штраф в размере 15 тысяч рублей, а решение о возбуждении уголовного дела будет принято позже, так как привлечение юноши по статье УК РФ зависит от результатов исследования характера и степени тяжести травм, полученных двумя пострадавшими в ДТП. Выполнение этой задачи невозможно, как из-за короткого времени проведения экзамена (сам опрос длится примерно 15 минут), так и из-за недостаточной квалификации членов квалификационной комиссии (кроме профессиональных знаний, для более точной оценки кандидата, необходимы, как минимум, познания в сфере педагогики и психологии).

Члены же квалификационных комиссий при адвокатских палатах считают для себя возможным оценить кандидата по всем вопросам юриспруденции.

Так, в перечень вопросов для экзамена на получение статуса адвоката вошли: налогообложение доходов от деятельности простого товарищества.

То есть невозможно требовать у кандидата наличие психологической компетентности адвоката, но предрасположенность к приобретению этой компетенции проверить можно.

Ему дается время для подготовки, по истечении которого он отвечает на поставленные в билете вопросы по своим письменным записям. Более того, легитимность результатов подобного экзамена, как с положительным, так и отрицательным результатом может быть поставлена под сомнение. Не случайно, при анализе квалификационных экзаменов в адвокатских палатах города Москвы и Московской области, в которых действует классический вариант проведения экзамена (тестирование + устный экзамен), О. Если растолковать размещенное в круглых скобках слова «тестирование», как одного из вариантов письменного ответа на вопросы, то письменное выполнение практического задания или задачи и будет являться письменным ответом, а значит, Положение об экзамене не противоречит закону.

Рассмотрим отдельно вопросы, которые возникают при тестировании и сдаче устного экзамена на получение статуса адвоката.

Претендент признается успешно сдавшим компьютерное тестирование, если он правильно ответил на 30 и более вопросов.

Согласно Положению об экзамене, к устному собеседованию допускаются претенденты, получившие положительную оценку по результатам первой части экзамена.

Кандидатам должны быть представлены, во-первых, наиболее элементарные вопросы, а во-вторых, из ограниченной сферы правовых знаний – вопросов адвокатуры и адвокатской деятельности.

Педагогическая практика показывает, что в рамках одного экзамена можно заявлять не более ста вопросов.

Он проводится по экзаменационным билетам, в каждый из которых включается не менее четырех вопросов из перечня, утвержденного советом Федеральной палаты адвокатов.

Так, адвокатская палата города Москвы пошла по принципу, что не запрещено, то разрешено и разрешила своим кандидатам пользоваться справочной литературой, другие палаты пошли по пути запрета использования подсобной литературы.

Согласно этому способу, следует, что первоначально законодатель разрешал использовать кандидатам подсобный материал, а в последствии, отменяя это право, он продемонстрировал свою волю о запрете использования подсобной литературы при подготовке к ответу. В стаж работы по юридической специальности включается, например, работа в качестве помощника адвоката.

Остановимся более подробно на второй части юридического процесса по получению статуса адвоката - квалификационном экзамене.

Гаспарян заявил: «Мы не вправе ограничивать число адвокатов директивными способами, но можем регулировать его ужесточением дисциплинарной практики – принимать лучших, избавляться от худших»2. Окончательный вердикт о профессиональной состоятельности адвоката вынесут его будущие клиенты (обращаясь или нет к нему за юридической помощью) и институт профессиональной ответственности, который призван очистить адвокатуру от лиц, не соблюдающих ее корпоративные правила. Ведь дисциплина Адвокатура не входит в перечень обязательных дисциплин по юридической специальности и довольно редко включается в учебные планы вузов России. 11 Закона об адвокатуре, квалификационный экзамен состоит из письменных ответов на вопросы (тестирование) и устного собеседования. Положение об экзамене оставляет за палатами право, в зависимости от числа претендентов и других обстоятельств, в выборе формы проведения первой части экзамена (письменные решения задач либо тестирование).

Приведем самое распространенное негативное высказывание о тестовом методе: "любой тест измеряет не знание дисциплины, а способность сдавать данный тест", что заставляет некоторых преподавателей настороженно относиться к тестированию по принципу "выбор ответа из нескольких возможных".

К сожалению, мы не обладаем базой тестовых заданий какой-либо адвокатской палаты, так как последние находятся вне зоны публичного доступа.

В данном случае произойдет отсев заведомо несостоятельных кандидатов на получение статуса адвоката.

Претендент выбирает экзаменационный билет и в пределах установленного комиссией времени готовится к ответу, при этом время, которое предоставляется претенденту на подготовку к ответу, не может быть менее 45 минут.
подготовка к сдаче экзамена статус адвоката
Так адвокатская палата Ульяновской области установила, что пользоваться во время экзамена сборниками нормативных актов, кодексами и другими справочными материалами не разрешается. Кроме того, приведем пример из личного наблюдения за приемом квалификационного экзамена в Адвокатской палате г. Актуальность подобного вопроса связана с неудовлетворенностью состоянием дел при принятии у кандидатов квалификационных экзаменов, об этом говорилось на круглом столе «Актуальные вопросы дисциплинарного производства квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов Российской Федерации», который состоялся в июле 2010 года1. Подобный подход представляется весьма опасным и дискредитирующим саму суть квалификационных экзаменов. Так требование профессиональной компетенции предъявляются к лицу, уже какое-то время обладающему статусом адвоката, а способность заниматься адвокатской деятельностью к лицу, только приступающему к этой деятельности. Во-вторых, даже наличие у кандидата околоадвокатского стажа (в качестве стажера и помощника адвоката), не является презумпцией обладания полной профессиональной компетенцией, которая может возникнуть исключительно в ходе непосредственного занятия адвокатской деятельностью. Такой порядок установился в большинстве адвокатских палат, например, Адвокатской палате Волгоградской области. Поспелов делает следующие выводы: «…на экзамене следует в основном проверять понимание претендентом полномочий и ответственности адвоката, анализировать правильность и эффективность решения претендентом практической задачи, а так же выявлять наличие или отсутствия у него навыков составления процессуальных документов адвоката» 6. Не случайно, изданные учебные пособия для подготовки к квалификационным экзаменам превратились в своеобразные учебники учебников, невероятного объема, подготовка по которым представляется нереальной задачей. Экзамен проводится по всем вопросам билета даже в случае, если по какому-либо из них претендент показал недостаточную подготовленность. Задачей квалификационной комиссии становится не оценка возможности лица заниматься адвокатской практикой, а ограничение количества лиц, «достойных» получить статус адвоката. Не случайно, в ряде адвокатских палат созданы союзы молодых адвокатов, что связано с повышенной опасностью умаления их прав в связи с большим риском допущения ими профессиональных ошибок. По усмотрению квалификационной комиссии ему могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах перечня вопросов, утвержденного советом Федеральной палаты адвокатов.

Так, один из доставшихся кандидату вопросов, был вопрос по адвокатуре - приостановление статуса адвоката.

Уникальность статуса адвоката в его независимости в качестве советника по правовым вопросам.

То есть оцениваемая в ходе квалификационного экзамена способность лица заниматься адвокатской деятельностью является предпосылкой возможности кандидата приобрести в ходе осуществления адвокатской деятельности профессиональную компетенцию. На этого кандидата обращается особое внимание и путем оценки «оговорок» в его ответе выясняется наличие возможной профессиональной деформации кандидата, не совместимой с профессией адвоката.

Так, в адвокатской палате Новгородской области ограничили количество вопросов по тестированию 150 (вместо 588).

Процессуальное законодательство, в свою очередь, отмечает, что представлять интересы в суде могут любые дееспособные лица, необязательно наделенные статусом адвоката.

Учитывая изложенное, в свете разработанной конструкции «профессиональная компетенция адвоката», рассмотрим требования, которые должны быть предъявлены к лицу, претендующему на получение статуса адвоката.

Когда мы видим, что перед нами человек “с соображением”, способный самостоятельно рассуждать, обосновывать свои выводы и выходить на правильное решение сложной проблемы (что особенно ценно для адвоката), то можем его принять, даже если при тестировании он дал правильных ответов не 60%, а несколько меньше (от 52%)»2. Поспеловым практики проведения квалификационного экзамена было выявлено, что из восемнадцати палат в трех палатах (17 %) проводится только устное собеседование, в двенадцати палатах (67 %) практическое задание плюс устное собеседование и в двух палатах (11 %) тестирование и устное собеседование. Помимо адвоката, представлять интересы в суде могут и иные лица, в том числе имеющими юридическое образование, а также опыт работы, дающий тот необходимый минимум знаний, позволяющий разобраться во всех тонкостях разрешения спора судом.

На получение статуса адвоката, вправе рассчитывать претендент, имеющий высшее юридическое образование, полученное в учебном заведении, обладающем государственной аккредитацией и проработавшим по юридической специальности не менее двух лет либо прошедшим стажировку в течение такого же срока в адвокатском образовании.

Для этого претендент в установленном порядке сдает квалификационные экзамены, лишь после которых, в случае их успешной сдачи присваивается статус адвоката.Именно подобные требования и предопределяют мотивацию, руководствуясь которой участник процесса говорит, что представлять его интересы будет адвокат. О роли и значимости адвоката в судебном заседании, свидетельствует и то обстоятельство, что суд по собственной инициативе, вправе назначить адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно.

Профессиональная деятельность адвоката также является гарантом защиты интересов представляемых им лиц.

Адвокаты, как субъекты, наделенные исключительным правом оказания квалифицированной юридической помощи, находятся по защитой государства.

Законодатель декларирует, что осуществляет свою профессиональную деятельность адвокат независим.

Независимость адвоката проявляется в запрете на вмешательство в его деятельность под угрозой привлечения к ответственности. Кроме того, адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение. Адвокат обязан хранить в тайне любые сведения, связанные с оказанием им юридической помощи своему доверителю. Адвокаты не могут быть освобождены от обязанности хранить профессиональную тайну никем, кроме доверителя. Без согласия доверителя адвокаты вправе использовать сообщенные им доверителем сведения в объеме, который они считают разумно необходимым для обоснования своей позиции при рассмотрении гражданского спора между ними и доверителем. Адвокаты не могут быть вызваны и допрошены в качестве свидетелей об обстоятельствах, ставших им известными в связи с обращением к ним за юридической помощью или в связи с ее оказанием. Адвокаты должны избегать действий, направленных к подрыву доверия.Подобными гарантиями иные лица, привлекаемые в качестве представителей, не обладают. Несомненно, что в силу данных обстоятельств, при выборе представителя адвокат обладает большими преимуществами над иными лицами.Процессуальное законодательство предусматривает упрощенную процедуру удостоверения прав адвоката в качестве представителя.
подготовка к сдаче экзамена статус адвоката

Интересно знать:

1) Для вступления в процесс в качестве представителя адвокат представляет надлежащим образом оформленный ордер.

2) Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи для вступления адвоката в дело.Адвокаты принимают поручение на ведение дела и в том случае, когда у них имеются сомнения юридического характера, не исключающие возможности разумно и добросовестно его поддерживать и отстаивать.