Ответы на тесты квалификационный экзамен адвоката
Аннотация: В статье представлен анализ проведения квалификационных экзаменов в адвокатских палатах России. Ключевые слова: адвокат, квалификационная комиссия, тестирование, профессиональное знание, профессиональная компетентность, оценка, экзамен. Юридическая процедура получения статуса адвоката имеет своей целью формирование адвокатского корпуса, способного реализовать возложенную на него основную функцию – оказание квалифицированных юридических услуг.
Нам представляется, что основной целью квалификационного экзамена является обеспечение условий допуска к адвокатской профессии лиц, обладающих способностью для занятия адвокатской деятельностью.
Способность лица заниматься адвокатской деятельностью тесно связана с другим понятием – «профессиональная компетенция адвоката».Квалификационные комиссии взяли на себя функцию перепроверки результатов итоговой государственной аттестации, которая является основанием для выдачи диплома о высшем юридическом образовании.
Квалифицированно соединить в одном экзамене проверку знаний по всей юриспруденции невозможно. Постоянно углубляющаяся специализация адвокатов делает невозможным на стадии поступления в адвокатуру определить, какие знания для данного специалиста в его будущей деятельности станут профессиональными. На фоне наличия больших блоков из узких отраслей юридических знаний (акционерное право – 49 вопросов) непосредственно проверке профессиональных знаний адвоката, посвящен 21 вопрос. Этическая предрасположенность к адвокатской профессии заключается в совпадении этических начал адвокатской профессии и личных этических установок кандидата. Логическая и риторическая компетентность проверяется в умении кандидата, основываясь на имеющихся у него знаниях, дать убедительный ответ на вопросы комиссии. Для как можно более точной оценки наличия у кандидата на получение статуса адвоката приведенных компетенций создана специальная процедура проведения квалификационного экзамена. Однако нам представляется, что утвержденный вариант не соответствует ни закону, ни целям квалификационного экзамена. Не совсем понятен предложенный в Положении об экзамене алгоритм выбора между тестированием и письменным решением задач: «в зависимости от числа претендентов и других обстоятельств». Нам представляется, что два вышепредставленных варианта проведения экзамена продолжают существовать исключительно из-за недостатка в ряде адвокатских палат интеллектуальных и организаторских способностей для проведения единственно верной процедуры: тестирование + устный экзамен.Тестирование и устный экзамен является единственно верной формой проведения квалификационного экзамена на получение статуса адвоката.
Одним из современных способов проверки знаний, а так же обучения, является применение тестирования. Как правило, у квалификационных комиссий, только начинающих использовать в своей работе тестовый метод оценки знаний претендентов, возникают определенные сложности при составлении тестовых заданий.Большинство наиболее распространенных программ ставит перед тестируемым вопрос или утверждение с имеющейся серией ответов, из которых нужно выбрать один правильный (так называемый "закрытый" тест).
В то же время существуют способы борьбы с подобными недостатками тестирования, причем эти методы достаточно успешно используются. Однако, наряду с указанным вариантом теста, в сборнике содержатся и такие тестовые задания, варианты ответов которых должны побудить тестируемого к рассуждению, анализу различных версий при выборе ответов. Для предотвращения возможности угадывания тестируемыми правильных ответов при разработке и использовании тестов соблюдалось следующее правило: к вопросу дано не менее пяти вариантов ответа. Другим вариантом ответа-ловушки может служить вопрос с заданием дать определение какому-либо понятию. Возможно составление теста, который проверяет знание последовательности каких-либо действий. Следующий вариант теста подобен предыдущему, однако в нем может устанавливаться дополнительная несуществующая стадия. С целью стимулирования внимательности тестируемого возможно включение в тестовое задание негативного теста. Представляется, что избежать подобного недостатка тестирования можно, не нарушая и не изменяя Положения об экзамене.Выявленные проблемы первой части квалификационного экзамена – тестирования, требуют от Федеральной палаты адвокатов РФ ряд шагов, направленных на упорядочение этого этапа.
Во-первых, утвердить единый для всей России перечень тестовых заданий для кандидатов, претендующих на получение статус адвоката. Во-вторых, эти тестовые задания должны быть опубликованы для всеобщего доступа, путем размещения на сайте Федеральной палаты адвокатов РФ.В-третьих, должна быть создана единая тестовая программа, которая, путем случайной выборки из базы тестов, выдавала бы тестируемому 60 тестовых вопросов.
Кандидат считается сдавшим тестовую часть квалификационного экзамена в случае положительного ответа не менее чем на 60% тестовых вопросов.
Если в ходе прохождения тестирования в основном выясняются профессиональная компетенция кандидата, то в ходе устной беседы выясняются иные компетенции будущего адвоката.Любопытным, представляется вопрос, связанный с возможностью использования кандидатом при подготовке к экзамену подсобной литературой.
Выявленные проблемы второй части квалификационного экзамена - устного собеседования - так же требуют ряд поправок.
Во-первых, сократить количество вопросов к экзамену до ста, ограничив их лишь одной темой – адвокатура и адвокатская деятельность. Приведенные меры по совершенствованию института приема квалификационного экзамена на получение статуса адвоката будут способствовать демократизации, публичности, повышению уровня профессионализма и справедливости этого важнейшего института адвокатуры. Правовое регулирование института профессиональной ответственности адвокатов в Российской Федерации. Условно эту процедуру можно разделить на две части: квалификационные цензы и квалификационный экзамен.11 Закона РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Закон об адвокатуре), принятым в развитие 25 апреля 2003 г «Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката» (далее – Положение об экзамене), Перечнем вопросов для экзаменов на присвоение статуса адвоката, корпоративными актами адвокатских палат, а так же обычаями, сложившимися в различных адвокатских палатах Российской Федерации.
Внушает опасение та функция, которую видит в квалификационном экзамене руководство ряда адвокатских палат – ограничение доступа в адвокатуру. Перед квалификационной комиссией не стоит задача 100% разделения всех кандидатов на лиц способных и неспособных заниматься адвокатской деятельностью. Даже наличие такого ценза доступа к адвокатской профессии, как наличие юридического стажа не может повлиять на это соотношение.
Необходимо толкование фразы, используемой в Законе об адвокатуре «письменных ответов на вопросы (тестирование)».
Так, в юриспруденции любое практическое задание, будь то задание по составлению юридического документа или задача из правоприменительной практики не имеет однозначного ответа. Использование других вариантов вызывает опасение в связи с тем обстоятельством, что исключенный палатами этап тестирования предполагался в качестве антикоррупционного механизма работы квалификационных комиссий. Соответственно, кандидат допускается к сдаче устного экзамена только после успешного прохождения тестирования. Так тестирование в Нижегородской области проводится на компьютерах, установленных в помещении палаты адвокатов, Претенденту в течение 45 минут задается 50 вопросов, к каждому из них предлагается от трех до семи вариантов ответов. В последнее время появилось достаточное количество программного обеспечения для проведения компьютерного тестирования. Хотелось бы предложить те наработки, которые были выработаны автором при использовании программы "UNITEST" при осуществлении компьютерного тестирование по дисциплине Адвокатура. Основные доводы выражаются в следующем: ответ в тестовом задании дается в вопросе, ответ можно подобрать методом исключения или «методом тыка» и т.Например, при поступлении в любой зарубежный университет сдается так называемый тест GRE или другой тест подобного класса, организованный по принципу многократного выбора ответа из предлагаемых вариантов.
Представленные тестовые задания предполагают конструирование тестируемым своего выбора варианта ответа по принципам аналогии, дедукции, индукции и иных методов познания. Следование данному требованию по теории вероятности уменьшит возможность угадать правильный ответ. В этом случае предусмотрен такой вариант ответа, как "такого понятия не существует" или "нет правильного ответа". Тестируемому предлагаются варианты пропущенного термина, из которых он должен выбрать верный.Данный вариант теста заключается в том, что тестируемому предлагают выбрать неправильный ответ.
Положение об экзаменах не содержит указание на то, по каким темам должно быть проведено тестирование. Последний подход представляется нам наиболее верным, то есть тестовые вопросы должны охватывать исключительно адвокатскую тематику.Данная программа должна быть размещена на сайте Федеральной палаты и быть доступной в режиме Online для всех адвокатских палат субъектов РФ и в режиме просмотра для всех остальных пользователей.
Практика проведения подобных устных бесед выявила ряд проблемных моментов этого этапа квалификационного экзамена.
Перечень вопросов для квалификационного экзамена утверждается Советом Федеральной палаты адвокатов РФ. В любом случае, охватить в рамках одного экзамена все российское и международное право не удастся. Согласно Положению об экзамене и практике квалификационных комиссий, установился следующий порядок проведения устного экзамена. К квалификационным цензам относятся: образовательный ценз, наличие юридического стажа, отсутствие судимости и полная дееспособность1. Выполнение этой задачи невозможно, как из-за короткого времени проведения экзамена (сам опрос длится примерно 15 минут), так и из-за недостаточной квалификации членов квалификационной комиссии (кроме профессиональных знаний, для более точной оценки кандидата, необходимы, как минимум, познания в сфере педагогики и психологии). Подвергать их сомнению значит отвергать законность выдачи в России диплома государственного образца. Члены же квалификационных комиссий – хорошие практикующие юристы, но никак не специалисты в области проверки знаний.Члены же квалификационных комиссий при адвокатских палатах считают для себя возможным оценить кандидата по всем вопросам юриспруденции.
Так, в перечень вопросов для экзамена на получение статуса адвоката вошли: налогообложение доходов от деятельности простого товарищества.
То есть невозможно требовать у кандидата наличие психологической компетентности адвоката, но предрасположенность к приобретению этой компетенции проверить можно.
Но если кандидат, используя наводящие вопросы членов комиссии и правила логики, ответит на вопрос, его ответ будет расценен как положительный. Ему дается время для подготовки, по истечении которого он отвечает на поставленные в билете вопросы по своим письменным записям.Более того, легитимность результатов подобного экзамена, как с положительным, так и отрицательным результатом может быть поставлена под сомнение.
Не случайно, при анализе квалификационных экзаменов в адвокатских палатах города Москвы и Московской области, в которых действует классический вариант проведения экзамена (тестирование + устный экзамен), О.
Если растолковать размещенное в круглых скобках слова «тестирование», как одного из вариантов письменного ответа на вопросы, то письменное выполнение практического задания или задачи и будет являться письменным ответом, а значит, Положение об экзамене не противоречит закону.
Рассмотрим отдельно вопросы, которые возникают при тестировании и сдаче устного экзамена на получение статуса адвоката.
Претендент признается успешно сдавшим компьютерное тестирование, если он правильно ответил на 30 и более вопросов.
Достоинство программ заключается в том, что тестологи освобождаются от рутинной, механической части работы по проверке тестовых заданий.
Окончательный вердикт о профессиональной состоятельности адвоката вынесут его будущие клиенты (обращаясь или нет к нему за юридической помощью) и институт профессиональной ответственности, который призван очистить адвокатуру от лиц, не соблюдающих ее корпоративные правила.
Ведь дисциплина Адвокатура не входит в перечень обязательных дисциплин по юридической специальности и довольно редко включается в учебные планы вузов России. 11 Закона об адвокатуре, квалификационный экзамен состоит из письменных ответов на вопросы (тестирование) и устного собеседования. Положение об экзамене оставляет за палатами право, в зависимости от числа претендентов и других обстоятельств, в выборе формы проведения первой части экзамена (письменные решения задач либо тестирование). Хотелось бы остановиться на общих требованиях, выработанной педагогической практикой при проведении компьютерного тестирования. Для тестируемых же такая форма оценки их знаний, как компьютерное тестирование исключает проявление со стороны тестолога как негативного субъективно-личностного аспекта, так и возможных злоупотреблений. Приведем самое распространенное негативное высказывание о тестовом методе: "любой тест измеряет не знание дисциплины, а способность сдавать данный тест", что заставляет некоторых преподавателей настороженно относиться к тестированию по принципу "выбор ответа из нескольких возможных". К сожалению, мы не обладаем базой тестовых заданий какой-либо адвокатской палаты, так как последние находятся вне зоны публичного доступа. В данном случае произойдет отсев заведомо несостоятельных кандидатов на получение статуса адвоката. Претендент выбирает экзаменационный билет и в пределах установленного комиссией времени готовится к ответу, при этом время, которое предоставляется претенденту на подготовку к ответу, не может быть менее 45 минут. Так адвокатская палата Ульяновской области установила, что пользоваться во время экзамена сборниками нормативных актов, кодексами и другими справочными материалами не разрешается.Кроме того, приведем пример из личного наблюдения за приемом квалификационного экзамена в Адвокатской палате г.
Актуальность подобного вопроса связана с неудовлетворенностью состоянием дел при принятии у кандидатов квалификационных экзаменов, об этом говорилось на круглом столе «Актуальные вопросы дисциплинарного производства квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов Российской Федерации», который состоялся в июле 2010 года1. Подобный подход представляется весьма опасным и дискредитирующим саму суть квалификационных экзаменов. Так требование профессиональной компетенции предъявляются к лицу, уже какое-то время обладающему статусом адвоката, а способность заниматься адвокатской деятельностью к лицу, только приступающему к этой деятельности. Во-вторых, даже наличие у кандидата околоадвокатского стажа (в качестве стажера и помощника адвоката), не является презумпцией обладания полной профессиональной компетенцией, которая может возникнуть исключительно в ходе непосредственного занятия адвокатской деятельностью.Такой порядок установился в большинстве адвокатских палат, например, Адвокатской палате Волгоградской области.
Поспелов делает следующие выводы: «…на экзамене следует в основном проверять понимание претендентом полномочий и ответственности адвоката, анализировать правильность и эффективность решения претендентом практической задачи, а так же выявлять наличие или отсутствия у него навыков составления процессуальных документов адвоката» 6.Так, в подобном случае законодатель использовал бы следующую конструкцию: «письменных ответов на вопросы (например, тестирование)».
Не случайно, изданные учебные пособия для подготовки к квалификационным экзаменам превратились в своеобразные учебники учебников, невероятного объема, подготовка по которым представляется нереальной задачей.Экзамен проводится по всем вопросам билета даже в случае, если по какому-либо из них претендент показал недостаточную подготовленность.
Задачей квалификационной комиссии становится не оценка возможности лица заниматься адвокатской практикой, а ограничение количества лиц, «достойных» получить статус адвоката.
Не случайно, в ряде адвокатских палат созданы союзы молодых адвокатов, что связано с повышенной опасностью умаления их прав в связи с большим риском допущения ими профессиональных ошибок.По усмотрению квалификационной комиссии ему могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах перечня вопросов, утвержденного советом Федеральной палаты адвокатов.
Так, один из доставшихся кандидату вопросов, был вопрос по адвокатуре - приостановление статуса адвоката. То есть оцениваемая в ходе квалификационного экзамена способность лица заниматься адвокатской деятельностью является предпосылкой возможности кандидата приобрести в ходе осуществления адвокатской деятельности профессиональную компетенцию. На этого кандидата обращается особое внимание и путем оценки «оговорок» в его ответе выясняется наличие возможной профессиональной деформации кандидата, не совместимой с профессией адвоката. Так, в адвокатской палате Новгородской области ограничили количество вопросов по тестированию 150 (вместо 588). Кандидат воспользовался предоставленной ему комиссией возможностью, добросовестно переписал в лист своего письменного ответа ст. Учитывая изложенное, в свете разработанной конструкции «профессиональная компетенция адвоката», рассмотрим требования, которые должны быть предъявлены к лицу, претендующему на получение статуса адвоката. То есть комиссия сначала должна проверить письменное практическое задание, а уже «вторым заходом» получить устные ответы претендента.
А знайте ли Вы?
1) Когда мы видим, что перед нами человек “с соображением”, способный самостоятельно рассуждать, обосновывать свои выводы и выходить на правильное решение сложной проблемы (что особенно ценно для адвоката), то можем его принять, даже если при тестировании он дал правильных ответов не 60%, а несколько меньше (от 52%)»2.
2) Поспеловым практики проведения квалификационного экзамена было выявлено, что из восемнадцати палат в трех палатах (17 %) проводится только устное собеседование, в двенадцати палатах (67 %) практическое задание плюс устное собеседование и в двух палатах (11 %) тестирование и устное собеседование.
Copyright © Учеба в радость 2015