Курсовая на тему формирование цен на продукцию


Rating 5 stars - based on 842 reviews.
Общепризнанное определение такой сложной экономической категории, как цена, отсутствует и по настоящее время.

В связи с вышеизложенным процесс формирования отпускной цены на продукцию, производимую на предприятии должен быть организован с учетом данных требований.

Очевидно, что наличие эффективной системы ценообразования невозможно без знания методики ценообразования, его отраслевых особенностей, изучения требований действующего законодательства в области ценообразования. Предприятие при установлении цены на товар должно учитывать все факторы, влияющие на уровень цены, и установить ее таким образом, чтобы получить прибыль. Предметом исследования в данной работе является формирования отпускной цены на продукцию и анализа фактических затрат на производство, а также взаимосвязь между ценовой политикой и конъюнктурой рынка. В данной работе дано определение понятию «цена продукции (товара)», рассмотрена сущность цены, влияние состава и структуры издержек, которые возникают в процессе производства на отпускную цену продукции.

Практическая часть работы включает в себя краткий обзор действующего законодательства в области ценообразования, здесь же рассмотрен механизм ценообразования на примере формирования отпускной цены 1 куб.м.

В условиях рыночных отношений одним из важных классификационных признаков цен является степень их свободы от регулирующего воздействия государства. Регулируемые цены также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства. Наиболее соответствующими природе рыночных отношений являются свободные цены, однако, полностью перейти только к ним невозможно. Решениями Правительства РФ, например, предусмотрено, что круг товаров, продаваемых по свободным ценам, может расширяться или, наоборот, сужаться и по отдельным видам товаров и услуг могут вводиться регулируемые цены. Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Оптовые цены предприятия – цены изготовителей продукции, по которым они продают произведенную продукцию потребителям, возмещая свои издержки производства и реализации и, получая такую прибыль, которая позволит им продолжать и развивать свою деятельность. Оптовые (отпускные) цены промышленности – цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям. Оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны с оптовой торговлей, в то время как оптовые цены предприятия более тяготеют к производству. Закупочные цены – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция предприятиями, фермерами и населением.

Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям.

Они включают оптовые (отпускные) цены промышленности, акциз, налог на добавленную стоимость и торговую надбавку, состоящую из издержек обращения торговых организаций и их прибыли.

Особыми видами цен, непосредственно связанных с торговлей, являются аукционные, биржевые и договорные цены. Биржевая цена – цена, по которой осуществляется оптовая сделка по купле-продаже товаров на бирже. При осуществлении внешнеэкономической деятельности предприятия используются различные внешнеторговые цены. Единые, или поясные, цены могут устанавливаться только на базовые виды продукции, на которые распространяется государственное регулирование. В зависимости от иных классификационных признаков могут выделяться конкурентные, олигополистические и монопольные цены, цены спроса и цены предложения, справочные, номинальные и другие виды цен. Ценообразование на предприятии представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов: сбора и систематического анализа информации о рынке, обоснования основных целей ценовой политики предприятия на определенный период времени, выбора методов ценообразования, установления конкретного уровня цены и формирования системы скидок и надбавок к цене, корректировки ценового поведения предприятия в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры. Ценовая политика – это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности. Предприятие самостоятельно определяет схему разработки ценовой политики исходя из целей и задач развития фирмы, организационной структуры и методов управления, установившихся традиций на предприятии, уровня издержек производства и других внутренних факторов, а также состояния и развития предпринимательской среды, т.е. Процесс разработки и реализации ценовой политики предприятия можно представить схематично (рис.1). На начальном этапе разработки ценовой политики предприятию необходимо решить, каких именно хозяйственных целей оно стремится достичь с помощью выпуска конкретного товара. Указанные выше цели ценовой политики обычно являются долгосрочными, рассчитанными на относительно продолжительный период времени.

Чем менее эластично реагирует спрос, тем более высокую цену может установить продавец товара.

Цены, рассчитанные с учетом эластичности спроса по цене, можно рассматривать как верхнюю границу цены.

Для оценки чувствительности потребителей к ценам используются и другие методы, позволяющие определить психологические, эстетические и иные предпочтения покупателей, влияющие на формирование спроса на тот или иной товар.

Уровень устанавливаемой цены должен быть сопоставим с ценами и качеством аналогичных или подобных товаров.

Изучая продукцию конкурентов, их ценовые каталоги, опрашивая покупателей, предприятие должно объективно оценить свои позиции на рынке и на этой основе корректировать цены на продукцию.

Предприятие разрабатывает ценовую стратегию исходя из особенностей товара, возможностей изменения цен и условий производства (издержек), ситуации на рынке, соотношения спроса и предложения. Предприятие может выбирать пассивную ценовую стратегию, следуя за «лидером в ценах» или основной массой производителей на рынке, или попытаться реализовать активную ценовую стратегию, учитывающую прежде всего его собственные интересы. При выпуске нового товара предприятие выбирает, как правило, одну из следующих ценовых стратегий. Основным недостатком такой стратегии ценообразования является то, что высокая цена привлекает конкурентов – потенциальных производителей аналогичных товаров. Стратегия психологической цены основана на установлении такой цены, которая учитывает психологию покупателей, особенности их ценовосприятия.

Стратегия следования за лидером в отрасли или на рынке предполагает, что цена на товар устанавливается исходя из цены, предлагаемой главным конкурентом, обычно ведущей фирмой отрасли, предприятием, доминирующим на рынке.

Стратегия установления престижной цены основана на установлении высоких цен на изделия очень высокого качества, обладающие уникальными свойствами.

Ценовые стратегии на товары, реализуемые на рынке относительно продолжительное время, могут также ориентироваться на различные виды цен.

Стратегия скользящей цены предполагает, что цена устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка (особенно оптовая цена, а розничная цена может быть относительно стабильной).

Цены потребительского сегмента рынка устанавливаются на одни и те же виды товаров и услуг, которые реализуются различным социальным группам населения с неодинаковым уровнем доходов.

Стратегия гибкой цены основана на ценах, которые быстро реагируют на изменения соотношения спроса и предложения на рынке. Стратегия преимущественной цены предусматривает определенное понижение цены на товары предприятием, которое занимает доминирующее положение (доля рынка 70–80%) и может обеспечить значительное снижение издержек производства за счет увеличения объемов выпуска и экономии на расходах по реализации товаров. Стратегия установления цен на изделия, снятые с производства, выпуск которых прекращен, предполагает не распродажу по сниженным ценам, а ориентацию на строго определенный круг потребителей, нуждающихся именно в этих товарах. Имея представление о закономерностях формирования спроса на товар, общей ситуации в отрасли, ценах и издержках конкурентов, определив собственную ценовую стратегию, предприятие может перейти к выбору конкретного метода ценообразования на производимый товар. Очевидно, что правильно установленная цена должна полностью возмещать все издержки производства, распределения и сбыта товара, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли.

Другой метод ценообразования, основанный на издержках, направлен на получение целевой прибыли (метод безубыточности).

Такой метод ценообразования требует от фирмы рассмотрения разных вариантов цен, их влияния на объем сбыта, необходимый для преодоления уровня безубыточности и получения целевой прибыли, а также анализа вероятности достижения всего этого при каждой возможной цене товара.

Установление цены на основе «ощущаемой ценности» товара является одним из самых оригинальных методов ценообразования, когда все большее число фирм при расчете цены начинают исходить из ощущаемой ценности своих товаров.

Однако фирмы, работающие на олигополистическом рынке, пытаются продавать свои товары по единой цене, так как каждая из них хорошо осведомлена о ценах свои конкурентов.

Установление цены на основе метода «запечатанного конверта» применяется, в частности, в тех случаях, когда несколько фирм конкурируют друг с другом в борьбе за контракт на машинно-техническое оборудование. Установление цены на основе закрытых торгов используется в случаях борьбы фирм за подряды в ходе торгов. Выбрав из перечисленных выше методик наиболее подходящий вариант, фирма может приступить к расчету окончательной цены. Предприятие обычно разрабатывает не одну-единственную цену, а систему ценовых модификаций в зависимости от различных рыночных условий. Модификация цен через систему скидок используется для стимулирования действий покупателя, например, приобретения, более крупных партий, заключения договоров в период спада продаж и т.д.

Сконто–это скидки или снижение цены товара, стимулирующие оплату за товар наличными, в виде аванса или предоплаты, а также до срока.

Функциональные, или торговые скидки предоставляются тем фирмам или агентам, которые входят в сбытовую сеть предприятия-производителя, обеспечивают хранение, учет товарных потоков и реализацию продукции. Модификация цен для стимулирования сбыта зависит от целей фирмы, особенностей товара и других факторов.

Модификация цен по географическому принципу связана с транспортировкой продукции, региональными особенностями спроса и предложения, уровнем доходов населения и другими факторами.

О ценовой дискриминации принято говорить в том случае, когда предприятие предлагает одинаковые продукты или услуги по двум и более различным ценам.

Ступенчатое снижение цен по предлагаемому ассортименту товаров используется в том случае, когда предприятие производит не отдельные продукты, а целые серии или линии.

Ценовая политика предприятия, эффективность его ценового поведения на рынке во многом зависят от конкурентной структуры рынка. В условиях свободной конкуренции ни одно предприятие не оказывает заметного влияния на ценообразование; цена на товар складывается исключительно под воздействием совокупного спроса и предложения.

Вместе с тем из практики известны случаи воздействия на конъюнктуру рынка путем «случайного» снижения цен.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. В условиях монополистической конкуренции предприятие формирует цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, установленные конкурентами, а также собственные издержки производства. Олигополия включает различные рыночные ситуации, общими для которых являются немногочисленность продавцов, всеобщая взаимозависимость производителей, а также неспособность отдельного предприятия с уверенностью предсказать ответные действия конкурентов на изменения цены или объема производства.

Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение различных целей.

Нерегулируемая монополия осуществляет значительный контроль над ценой и может диктовать цену рынку. Цена продукции состоит из себестоимости, прибыли и налоговых отчислений и рассчитывается путем составления плановой калькуляции. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Плановая калькуляция - это затраты предприятия в денежном измерении на производство единицы продукции, рассчитанные по статьям расходов. Стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу «Материальные затраты», формируется исходя из цен их приобретения, с учетом надбавок. Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции (работ, услуг), утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными затратами (понижением выхода продукции) или вовсе неиспользуемые по прямому назначению.
курсовая на тему формирование цен на продукцию

Затем производится расчет затрат на дополнительную заработную плату основных производственных рабочих, который состоит из других выплат и надбавок, входящих в фонд оплаты труда производственного персонала, планирование и прямое отнесение которых на себестоимость единицы отдельных видов продукции затруднено и определяется на основе расчета соответствующего норматива следующим образом.

Затем при формировании отпускной цены производится расчет величины отчислений на обязательное страхование от несчастных случаев по ставке 1 %, что составляет: (9 049 + 1810) * 1 % =104 рубля.

Сумма материальных затрат, затрат на заработную плату и налоговых отчислений, а также общепроизводственных и общехозяйственных расходов составляет производственную себестоимость продукции, которая в рассматриваемом примере составляет 93 033 рубля.

Полная себестоимость продукции представляет собой сумму производственной себестоимости и коммерческих расходов, что в рассматриваемом примере составляет 94 894 рубля.

Прибыль выступает критерием оценки эффективности деятельности предприятия, принятия управленческих решений и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Для определения планового размера прибыли в отпускной цене за единицу продукции предприятию необходимо обосновать целесообразную норму рентабельности, которая показывает, какую прибыль должно иметь предприятие на один рубль затрат, чтобы нормально функционировать и обеспечивать себе условия для расширенного воспроизводства. В последние годы наибольшее распространение получил показатель целевой нормы рентабельности, используемый для включения прибыли в отпускную цену на производимую и реализуемую предприятием продукцию, исчисляемый путем отношения размера прибыли, планируемого на определенный период времени действия этой цены к себестоимости планируемой к производству продукции на этот же период. Величина прибыли, приходящаяся на единицу продукции, определяется путем умножения полной себестоимости на норматив рентабельности. Суммируя величину себестоимости, прибыли и единого платежа, предприятие получает отпускную цену 1 куб.м. Цена является одним из важнейших экономических рычагов в повышении эффективности производства. Подводя итоги работы следует отметить, что функции цены являются внешним проявлением ее внутреннего содержания. Цена продукции, работ, услуг влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции, выполняет стимулирующую функцию. Формирование цен необходимо осуществлять строго в соответствии с действующим законодательством в области ценообразования. Наличие эффективной системы ценообразования невозможно без знания методики ценообразования, ее отраслевых особенностей, требований действующего законодательства в области ценообразования.

С целью совершенствования механизма ценообразования необходимо постоянно производить изучение причин изменения уровня отпускной цены за единицу продукции в стоимостном и структурном выражении в целом и по ее основным элементам и учитывать влияние ценообразующих факторов на конечную величину цены в целом.

В условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги.

Цена - это деньги или другая компенсация, которую предлагают (платят) за право собственности или пользования товарами или услугами. В условиях рыночной экономики в основе ценообразования лежит теория альтернативной стоимости, сущность которой заключается в том, что прежде чем приобрести товар, покупатель должен решить, какой именно товар выбрать из множества предлагаемых на рынке. Цена должна отражать интересы как производителей (обеспечить возмещение затрат с определенной прибыльностью), так и потребителей товаров (получить экономическую выгоду от товара). Цена выполняет такие функции, как учетно-измерительная, распределительная, стимулирующая и регулирующая. В случае, когда в отношении определенной продукции или услуги существует активный рынок, цену реализации можно назвать рыночной, то есть такой, которая устанавливается на основе взаимодействия спроса и предложения на определенный вид товара.

Государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы устанавливаются на ресурсы, которые оказывают определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, на товары и услуги, имеющие решающее социальное значение, а также на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное положение на рынке.

Государственные фиксированные и регулируемые цены устанавливаются государственными органами Украины. Кроме рассмотренных выше Кабинет Министров Украины может вводить другие методы государственного регулирования цен. По общему правилу контрактные цены в сфере внешнеэкономической деятельности определяются субъектами на договорных началах с учетом спроса и предложения, а также других факторов, которые действуют на соответствующих рынках на время заключения внешнеэкономических сделок (контрактов). Однако в ряде случаев Министерство экономики Украины может вводить индикативные цены на товары, которые являются обязательными для использования субъектами внешнеэкономической деятельности всех форм собственности при заключении и осуществлении внешнеэкономических сделок. Индикативными являются цены на товары, которые отвечают ценам, которые сложились или складываются на соответствующий товар на рынке экспорта или импорта на момент осуществления экспортной (импортной) операции с учетом условий поставки и условий осуществления расчетов, определенных согласно законодательству Украины. Индикативные цены разрабатываются на базе результатов анализа информации, полученной от таможенных, финансовых, статистических государственных органов, банковских, информационных и других учреждений и организаций Украины, из других источников, по соответствующим методикам. Во время заключения внешнеэкономических соглашений субъектами предпринимательской деятельности должны применяться цены, установленные согласно Правилам ИНКОТЕРМС.

Каждое предприятие должно разрабатывать собственную политику ценообразования, используя определенные методы формирования цены на продукцию.

Разработка ценовой политики предприятия призвана обеспечить условия достижения его стратегических целей и задач и наметить принципы ценообразования, методы определения базового уровня цен, условия и размеры их дифференциации и корректировки. С точки зрения активности и инициативы предприятия по вопросам ценообразования различают активную и пассивную стратегии ценообразования. Стратегия изъятия является продолжением стратегии высоких цен в случае опасности возникновения подражателей и конкурентов. Низкая цена на товар, который продвигается на рынок (стратегия низких цен), может быть целесообразна в том случае, когда товар встречает очень эластичный спрос, существует непосредственная опасность конкурентов, имеющиеся производственные мощности позволяют обеспечить высокий объем реализации продукции. Стратегия вытеснения предполагает, что предприятие выводит на рынок товар по такой низкой цене, которая практически исключает появление на нем других продавцов с конкурирующими товарами. Банк рефератов содержит более 364 тысяч рефератов, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам: истории, психологии, экономике, менеджменту, философии, праву, экологии.

Также важным требованием, предъявляемым к ценообразованию, является гибкость механизма ценообразования на предприятии с учетом изменений внешней среды.

Также изучены вопросы влияния спроса на формирование отпускной цены на продукцию, дано определение и изучена взаимосвязь таких экономических категорий, как «ценовая политика» и конъюнктура рынка». Значительная часть цен является свободной, складывающейся на рынке под влиянием спроса и предложения независимо от какого-либо государственного влияния. Государство в случае необходимости может вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся экономических условий переходить к регулируемым или даже фиксированным ценам. В отдельных регионах регулирование цен может зависеть от наличия на местах товарных ресурсов и финансовых возможностей. Этот вид цен подразделяется на оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности. В их состав включается оптовая цена предприятия, издержки снабженческо-сбытовой или оптовой организации, прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации, акциз и налог на добавленную стоимость. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также может зависеть от мастерства лица, проводящего аукцион. Она является свободной ценой, которая колеблется в зависимости от спроса, объема сделки и т.д. Речь идет о таких видах продукции и услуг, как энергоносители, электроэнергия, квартирная плата и некоторые другие. Они устанавливаются предприятиями-изготовителями, органами ценообразования региональных органов власти и управления. Обычно выделяют три основные цели ценовой политики: обеспечение сбыта (выживаемости), максимизация прибыли, удержание рынка. Выбор этой цели возможен в тех случаях, когда спрос потребителей по цене эластичен, а также в тех случаях, когда предприятие ставит задачу добиться максимального роста объема сбыта и увеличения совокупной прибыли путем некоторого снижения дохода с каждой единицы товара. Оно производит оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирает такую цену, которая обеспечит максимальное возмещение затрат. Исследование закономерностей формирования спроса на производимый продукт является важным этапом в разработке ценовой политики предприятия. И наоборот, чем эластичнее реагирует спрос, тем больше оснований использовать политику снижения цен на производимую продукцию, так как это приводит к увеличению объемов сбыта, а следовательно, и доходов предприятия. Для осуществления продуманной ценовой политики необходимо анализировать уровень и структуру издержек, оценивать средние издержки на единицу продукции, сопоставлять их с планируемым объемом производства и существующими на рынке ценами. Разницу между верхней границей цены, определяемой платежеспособным спросом, и нижней границей, образуемой издержками, иногда называют полем игры предпринимателя по установлению цен. Цены могут быть выше, чем у конкурентов, если производимый товар превосходит их по качественным характеристикам, и наоборот, если потребительские свойства товара уступают соответствующим характеристикам товаров конкурентов, то цены должны быть ниже.

Выбор ценовой стратегии, кроме того, во многом зависит от того, предлагает ли предприятие на рынке новый, модифицированный или традиционный товар.

Суть ее заключается в том, что с самого начала появления нового товара на рынке на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить товар по такой цене. Для привлечения максимального числа покупателей предприятие устанавливает значительно более низкую цену, чем цены на рынке на аналогичные товары конкурентов. Обычно цена определяется в размере чуть ниже круглой суммы, у покупателя при этом создается впечатление очень точного определения затрат на производство и невозможности обмана, более низкой цены, уступки покупателю и выигрыша для него. Такие цены могут, например, устанавливаться на различные модификации легковых автомобилей, на авиабилеты и т.д. Основная задача предприятия – воспрепятствовать внедрению на рынок новых конкурентов, заставить их платить слишком большую цену за право внедрения на рынок, что по карману далеко не каждому конкуренту. Внешнеторговые цены определяются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков. Недостаток метода заключается в том, что использование стандартной наценки не позволяет в каждом конкретном случае учесть особенности покупательского спроса и конкуренцию, а, следовательно, определить и оптимальную цену. Этот метод дает возможность сравнить размеры прибыли, получаемой при различных ценах, и позволяет фирме, которая уже определила для себя норму прибыли, продавать свой товар по такой цене, которая при определенной программе выпуска позволила бы в максимальной степени добиться выполнения этой задачи. Однако для возмещения издержек производства необходимо реализовать определенный объем продукции по данной цене или же по более высокой цене, но не меньшее ее количество. Назначая цену с учетом уровня текущих цен, фирма в основном отталкивается от цен конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек или спроса. Более мелкие фирмы следуют за лидером, изменяя цены, когда их меняет рыночный лидер, а не в зависимости от колебаний спроса на свои товары или собственных издержек. В случаях, когда эластичность спроса с трудом поддается замеру, фирмам кажется, что уровень текущих цен олицетворяет собой коллективную мудрость отрасли, залог получения справедливой нормы прибыли. По своей сути этот метод ценообразования почти ничем не отличается от рассмотренного выше метода. Эта система цен учитывает особенности качественных характеристик товара, модификаций продукта и различия ассортимента, а также внешние факторы реализации, такие, как географические отличия издержек и спроса, интенсивность спроса на отдельных сегментах рынка, сезонность и др.

Например, могут устанавливаться специальные цены во время проведения каких-либо мероприятий, например, сезонных распродаж, где снижаются цены на все товары сезонного потребления, выставок или презентаций, когда цены могут быть выше обычных, и т.д.

Ценовая дискриминация проявляется в различных формах в зависимости от потребительского сегмента, форм продукта и его применения, имиджа предприятия, времени продажи и т.д. Предприятие определяет, какие ценовые ступени необходимо ввести по каждой отдельной модификации продукции. Обычно выделяют четыре типа рынка (свободная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия), каждая из которых характеризуется особыми условиями формирования отраслевых цен и цен на продукцию отдельного предприятия. Сначала цена устанавливалась на максимально высоком уровне, а затем происходило ее медленное снижение до уровня рыночных цен.

Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров.

Значительная дифференциация производимых товаров объясняет отсутствие тесной взаимозависимости между ценовой политикой предприятий и ограничивает возможности соглашений о едином уровне цен.

Цена может быть установлена ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость.
курсовая на тему формирование цен на продукцию

На рассматриваемом предприятии возвратные отходы оцениваются по пониженной цене исходного материального ресурса.

Общехозяйственные расходы относятся на себестоимость отдельных видов продукции согласно принятой на предприятии учетной политики, в данном случае - пропорционально заработной плате.

Экономическое обоснование планового размера прибыли в отпускной цене за единицу продукции - важный этап технологии ее исчисления и обоснования.

Функции цен тесно связаны с действием объективных экономических законов, поскольку последние в конечном итоге и определяют роль цены в хозяйственной жизни.

Один из основных критериев оценки эффективности системы ценообразования - обеспечение рентабельности продукции и получение прибыли.

Механизм установления рыночных цен представляет уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых человеку в мире экономики.

В рыночной экономике используется также конкурентная цена, по которой продают продукцию основные конкуренты. По способу установления цены и тарифы подразделяются: на свободные цены и тарифы, государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы. Если уровень рентабельности не обеспечивается государственным ценам, то государство должно обеспечить его дотацию при условии, что продукция предприятия является общественно необходимой.

При этом учитываются стандарты качества товаров, действующие в Украине и признанные в мировой практике, предусмотренные законодательством Украины условия поставки и расчетов, состояние конъюнктуры внешних и внутренних рынков, ценовая информация и прогнозы относительно возможных ценовых колебаний, контрактная практика в отношении соответствующего товара на соответствующем рынке и другая информация конъюнктурно-ценового характера.

Обоснование цен на продукцию принадлежит определяющих решений, от которых зависит успех всей коммерческой деятельности предприятия, эффективности его функционирования.

Предприятие, учитывая специфику своего положения на рынке, может реализовывать различные ценовые стратегии. Активную стратегию цен осуществляют предприятия, которые более или менее автономно устанавливают цены на свою продукцию, ориентируясь на рыночные условия реализации. В настоящее время расходы на продвижение товаров (продукции) на рынок уже покрыты, получены высокие начальные доходы позволяют расширять производственные мощности и увеличить предложение продукции. В этом случае предприятие делает ставку не на прибыль, который получают с единицы продукции, а на максимизацию массы полученной прибыли благодаря большому объему сбыта. Ощутимое снижение цены стимулирует покупателя и расширяет возможности сбыта, после чего цены начинают постепенно расти. Предприятие, реализуя продукцию по определенным ценам, получает определенный финансовый результат. В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства. Государство в лице органов власти и управления может устанавливать на отдельные виды товаров и продукции фиксированные цены.

Эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе.

Предприятие может исходить из предположения, что увеличение объема реализации сократит относительные издержки производства и сбыта, что дает возможность увеличить сбыт продукции. Закономерности спроса анализируются с помощью кривых спроса и предложения, а также коэффициентов эластичности по цене.

Именно в этом интервале обычно и устанавливается конкретная цена на тот или иной производимый предприятием товар.

Если предлагаемый предприятием товар аналогичен товарам основных конкурентов, то его цена будет близка к ценам товаров конкурентов. В этом случае тесно взаимодействуют цены и объемы выпуска товаров: чем больше объем производства, тем больше у предприятия (фирмы) возможностей снизить издержки производства и, в конечном счете, цены. Важно при этом обеспечить правильное соотношение цен на различные изделия и услуги, что составляет определенную трудность. Использование такой цены эффективно при небольшом числе уровней управленческой иерархии на предприятии, когда права по принятию решения по ценам делегированы самому нижнему уровню управления. На экспортируемые товары внутри страны устанавливаются специальные цены для поставки на экспорт.

И кроме того, они чувствуют, что придерживаться уровня текущих цен – значит сохранять нормальное равновесие в рамках отрасли.

Тендер представляет собой цену, предложенную фирмой, при определении которой исходят, прежде всего, из цен, которые могут назначить конкуренты, а не из уровня собственных издержек или величины спроса на товар.

Практика показывает, что для многих потребителей единственная информация о качестве товара заключена в цене и фактически цена выступает показателем качества.

Используются различные виды модификации цен: система скидок и надбавок, ценовая дискриминация, ступенчатое снижение цен по предлагаемому ассортименту продукции и др. При этом помимо различия в издержках необходимо учесть и цены на продукцию конкурентов, а также покупательную способность и ценовую эластичность спроса. Расчет делался на то, что даже в случае кратковременного использования высоких цен предприятию все же удавалось продать какое-то количество товаров, увеличивая, таким образом, свой доход. Это объясняется рядом факторов: опасение введения государственного регулирования, нежелание привлекать конкурентов, а также стремление расширить возможный объем сбыта за счет снижения цен. Расчет расходов на основную заработную плату производственного персонала в расчете на единицу продукции приведена в Приложении 2.

Себестоимость продукции складывается из материальных затрат, затрат на заработную плату, налоговых отчислений от заработной платы, затрат на топливо и энергию на технологические расходы, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и другие виды затрат.

Свободные цены и тарифы, в свою очередь, подразделяются на договорные и цены, которые устанавливаются самостоятельно предприятиями и организациями. Практическая реализация самостоятельности предприятий по вопросам установления цен на продукцию предусматривает разработку ценовой политики, которая является системой решений предприятия, связанных с определением уровня цен. Пассивная стратегия цен характеризуется пассивностью предприятия при установлении цен, их ориентации прежде всего на действия конкурентов. Теперь предприятие может предложить продукцию по более низким ценам, расширяя круг ее потенциальных потребителей. Для успешной деятельности предприятия цены на продукцию должны обеспечить возмещение понесенных затрат, связанных со всеми этапами жизненного цикла продукции и получение прибыли, необходимой для удовлетворения интересов собственника, коллектива предприятия и осуществления эффективной дальнейшей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т.д. В условиях рыночной экономики преимущественно действуют два вида цен: свободные и регулируемые.

Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство жилищно-коммунальных и бытовых услуг, оказываемых населению.

С этой целью предприятие занижает цены – использует так называемые цены проникновения – специально занижаемые цены, способствующие расширению сбыта и захвату большой доли рынка. На самом же деле в выигрыше оказывается продавец за счет увеличения количества проданной продукции и соответственно суммы полученной прибыли. Например, для продукции машиностроения, поставляемой на экспорт, до последнего времени применялись надбавки к оптовым ценам за экспортное и тропическое исполнение. Каждый из этих методов имеет свои особенности, преимущества и ограничения, которые надо иметь в виду при разработке цены. Этот метод используется как инструмент политики цен в первую очередь на тех рынках, где продаются однородные товары. Цель состоит в том, чтобы получить контракт, и поэтому фирма пытается установить свою цену на уровне ниже предложенного конкурентами. Известно немало случаев, когда с ростом цен увеличивается объем сбыта, а, следовательно, и производства. Оно может только приспосабливаться к рыночной цене, которая рассматривается как величина данная, задаваемая рынком. Высокая цена должна была создавать впечатление наличия у предприятия дополнительных затрат, связанных с повышением качества. Наконец, может быть установлена очень высокая цена для сокращения потребления того или иного товара (такая ситуация возможна, например, при установлении цен на алкогольные или табачные изделия). Следует помнить, что анализ конкурентной структуры рынка сам по себе не может дать готовых рецептов установления цен; он необходим, прежде всего, для определения закономерностей ценообразования в зависимости от соотношения спроса и предложения. Обоснование величины транспортно-заготовительных расходов на единицу продукции производится в начале планового периода путем формирования сметы затрат на транспортно-заготовительные расходы.

Расчет произведен в разрезе технологических операций производства продукции исходя из действующих на предприятии часовых ставок соответствующих разрядов.

Постановления Министерства экономики Республики Беларусь о введении в действие «Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов» субъекты хозяйствования при формировании отпускных (розничных) цен на товары (работы) и тарифов на оказываемые услуги юридическим лицам и населению в обязательном порядке составляют плановые калькуляции с расшифровкой статей затрат с учетом принятой учетной политики. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. В рыночных колебаниях цен относительно стоимости проявляется действие закона стоимости, экономического закона товарного производства. Они определяются на все виды продукции, товаров и услуг, за исключением тех, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен и тарифов. К органов, наделенных полномочиями по установлению цен и тарифов, согласно постановлению отнесены Министерство экономики, Министерство транспорта и связи, Министерство финансов, Министерство образования, другие министерства и ведомства, а также Совет Министров Автономной Республики Крым, областные и городские (городов Киева и Севастополя) государственные администрации. Применяя активную стратегию ценообразования, предприятие может реализовать различные тенденции уровня цен и их движения во времени. Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т.д.

По некоторым видам дефицитной продукции при поставке на экспорт к ценам добавляется таможенная пошлина.

Фирма, продающая однородные товары на рынке с высокой степенью конкуренции, имеет очень ограниченные возможности влияния на цены. В тех случаях, когда фирма лишена возможности предвидеть действия конкурентов в ценах, она исходит из информации об их издержках производства. Обычно это впечатление быстро проходит, поскольку покупатель убеждается в несоответствии реального качества приобретенного им товара установленному уровню цены. В течение действия установленной и согласованной цены (тарифа) плановая калькуляция не пересчитывается. Высокая цена на виды товаров (продукции), которые продвигаются на рынок, стратегия высоких цен, выбирается, когда спрос неэластичен (количество продукции, что реализуется, не зависит от цены) и отсутствует конкуренция. Договорная (контрактная) цена –- это цена, по которой осуществляется реализация товаров в соответствии с заключенным договором.

Цена не может опускаться ниже определенной границы, отражающей издержки производства и приемлемый для предприятия уровень прибыли, в противном случае производство является экономически невыгодным.

На импортные потребительские товары во многих случаях устанавливаются свободные розничные цены исходя из соотношения спроса и предложения.

В-третьих, метод уменьшает ценовую конкуренцию, так как все фирмы отрасли рассчитывают цену по одному и тому же принципу «средние издержки плюс прибыль», поэтому их цены очень близки друг к другу.

В этих условиях на рынке однородных товаров, таких, как пищевые продукты, сырьевые материалы, фирме даже не приходится принимать решений по ценам, основной ее задачей является контроль за собственными издержками производства. Однако в результате получаемой информации о возможных действиях конкурентов фирма иногда предлагает цену ниже себестоимости своей продукции с тем, чтобы обеспечить полную загрузку производства.
курсовая на тему формирование цен на продукцию

Интересно знать:

1) Она используется прежде всего для новых видов продукции, в условиях дефицитного рынка, для потребительского рынка на имиджевые и модные товары.

2) Договорные цены могут быть постоянными на протяжении всего срока действия договора или индексироваться на условиях, согласованных обеими сторонами.

3) Эта стратегия может реализовываться достаточно долгое время при условии высокого качества продукции, ее соответствия мировым стандартам, защиты прав предприятия на ее выпуск (патент, ноу-хау).